Домен arhivach.hk временно не функционирует! Используйте адрес
ARHIVACH.SITE.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Центральные герои сюжета - это Артём (протагонист) и экипаж поезда Аврора, на котором они и совершили тот самый исход. Исход из Москвы, его причинами стали события произошедшие в первой главе. Перед переходом к которым стоит сказать, что всё время событий предыдущих игр и книг жители московского метро были уверены, что они единственные выжившие в мировом ядерном конфликте, произошедшем в 2013 году. Спустя 20 лет, в 2033 году, Артём находясь на вершине телебашни в Останкино ловит радиосигнал источник которого находится за пределами павшей столицы и с тех пор лелеет мечту выбраться из подземелий метро. И так в первой главе становится однозначно известно, что весь остальной мир жив и Артём не сумасшедший, как считали окружающие. Причиной радиомолчание за пределами Москвы была возведённая вокруг неё сеть «глушилок», установленная комитетом обороны Москвы, «Невидимыми наблюдателями». Эта изоляция была призваны спасти столицу от повторных ядерных ударов, а убеждение жителей Московского метро в том, что они последние выжившие на планете - это ложь во спасение, которая должна была предотвратить появление таких как Артём, впрочем ничего не вышло и в конечном счёте протагонист уничтожает систему «глушилок» показывая Москву миру, а миру - Москву. Оценить это событие как положительное можно, если пройти игру. В финальной главе герои оказываются в разрушенном Новосибирске, где не осталось выживших. Причиной гибели всего города стала ограниченность жизненноважного ресурса, радиопротектора. Когда его запасы подходили к концу ОСКОМ (правительство Новосибирска) начало сокращать его выдачу гражданским, что привело к восстанию и Гражданской войне. Такая же судьба ждала бы и Москву, изоляционизм в условиях ограниченности ресурсов не мог привести ни к чему хорошему. Сюжет на этом моменте как бы закольцовывается. В свою очередь, жизнь московского метро продлевалась войнами между фракциями, случавшимися с подачи Наблюдателей. Ведь планомерно сокращая численность населения мы сократим и потребление ресурсов, следовательно проживём дольше, так? Нет. Это путь в никуда, он однозначно приведёт к гибели, если изоляция такого общества не будет нарушена, а ложь поддерживающая её не будет развеяна. Далее тема лжи правителей проходит красной нитью через всё повествования, раскрывая объект как инструмент контроля над массами. В конце главы, герои совершают свой исход и отправляются на восток...
Во второй главе, на Волге, протагонист сталкивается с сектантами-луддитами, уверенных в том, что именно прогресс привёл к гибели цивилизации в 2013 году. На первый взгляд кажется, что это просто съехавшие на своём религиозном бреде фанатики, но... руководит ими бывший партийный деятель, Силантий, который к тому же разбирается в электротехники. Он приходит к страдающим от шаровых молний (появление которых стало результатом ядерных ударов в этой области) выжившим и проповедует своё учение о том, что это прогресс и технологии погубили старый мир, он мистифицирует молнии, называя их демонами, которые Бог наслал на людей за их неверие, а огромного мутировавшего сома, «Царь-рыбу», которая пожирает неосторожных жителей этих мест, он называет его проводником в загробный мир. Люди начинают верить Силантию и свои проповеди он подкрепляет сооружением громоотвода, которой в его упрощённой для обывателей интерпретации есть божественный оберег. Хотя при этом ранее, специалисты из числа выживших пытались соорудить точно такой же, но не смогли по причине некомпетентности простых рабочих. Силантий выстроил свой культ личности, люди были одурманены его проповедями и подчинились ему. Его ложь также явилась инструментом контроля и тут хочется вспомнить слова д-ра Пильмана у Стругацких о том, что человеку нужно не знание, а понимание. Ложь Силантия предоставляла упрощённую концепцию мира, она была понятна, ведь главный критерий истины - простота, да? Человеку нужно нечто понятное и простое, он дурак, по своей природе. А нелогичные, бредовые поступки лидеров, как оказывается, совсем не являются таковыми, если начать разбираться. Герои не пытаются разрушить возведённый на Волге мир, а просто проезжают мимо. Их мир и так обречён, ведь паства Силантия контролирует важный торговый узел, мост через Волгу, который уже долгое время хотят захватить бандиты, не отказавшиеся от технологий в отличии от сектантов...
После Волги, экипаж Авроры оказывается в Казахстане, на побережье Каспийского моря. Коренное население этих мест из-за ядерной войны деградировало до общинно-племенного строя. И были обращены в рабов бывшими работниками нефтедобывающих вышек, которые сохранили блага умершей цивилизации. Правил нефтяниками человек по имени Барон, который, как и Силантий, как и Наблюдатели использовал для контроля своих рабов простую и понятную ложь. Он придумал веру в «Священное пламя», служение которому стало целью для захваченных аборигенов. Кроме прочего, Барон и его люди захватили единственный источник пресной воды в регионе, ресурса значение которого сложно недооценивать. Всё это позволило создать хорошо работающую систему: рабы продали свою свободу в обмен на доступ к воде, еде и защите, которую обеспечивали боевики Барона в обмен на более широкий список благ, сам же местный диктатор довольствовался практически неограниченной властью. Как и в любой классическом сюжете про кровавых тиранов, тут нашлось место и несогласным с участью рабов, которые однако ввиду неумелых партизанских действий и пропаганде нефтяников остались в меньшинстве, ненавистные иногда даже самими рабами. К моменту прибытия Авроры среди сопротивления остаётся одна лишь Гюль, которая в одиночку продолжает бороться с Бароном и освобождать порабощённых соплеменников. Артём и экипаж поезда вынужден помочь Гюль, в ходе чего Артём может повстречать настоящего Барона, а не того двойника, что правит от его имени. В диалоге с ним [с Бароном] нам открывают глаза на истинную природу происходящего конфликта. Гюль убьёт двойника диктатора, объединит рабов, даст им свободу, но не столь необходимые человеку блага. В конечном итоге, они скинут бывшего освободителя и появится настоящий Барон, как бы воскресший, что ещё более укрепит веру в его божественность и усилит закрепощение. Мораль сводится к тому, что такая ценность как свобода сильно переоценена. Человеку нужны простая цель, материальные блага, ради их обретения он будет готов пожертвовать всем остальным. В конечном итоге, подставного Барона убивают герои вмести с Гюль, а после уезжают дальше, оставляя рабов самих решать свою судьбу, которую впрочем очень метко предсказал истинный Барон...
Хочется заметить, что весь жанр постапокалипсиса строится на обличении человеческих пороков и мысли, что даже под угрозой вымирание человек не изменится. Он всё также будет становится жертвой лжи и пропаганды; Становится рабом ради материальных благ и понятной ему цели; Сталкиваться в конфликтах с другими, такими же как он, ради ограниченных ресурсов, чтобы ещё немного продлить своё существование; Знакомо? Мы, в некотором роде, уже живёт в постапокалиптичном мире и мы сами создали его. Вопрос лишь в том, а будет ли в реальности свой Артём? Придёт ли спаситель, что откроет нам глаза на правду? И не будет ли слишком поздно, когда он придёт? Что ж, вопросы открыты...